О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Учебный план начальной ступени образования(1-4 кл.). Учебный план основной ступени образования(5-9 кл.). Учебный план старшей ступени образования (10-11 кл.)
О календарно-учебном графике
Пояснительная записка к учебному плану
МБОУСОШ №6 г.Аргуна
на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе нормативно – правовых документов федерального уровня:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Чеченской Республики от 30.10.2014 г. № 37-РЗ «Об образовании в ЧР»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Учебный план МБОУСОШ №6г.Аргуна– нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план разработан на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, принят педагогическим советом и утвержден приказом директора.
Учебный план МБОУСОШ №6 г.Аргуна состоит из инвариантной и вариативной частей.
Инвариантная часть устанавливает:
состав обязательных для изучения учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Вариативная часть предусмотрена числом часов, отводимых на обеспечение интересов школы, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Вариативная часть использована для углубленного изучения учебных предметов инвариантной части, для введения новых учебных предметов и спецкурсов (обязательных для всех учащихся), которые не являются обязательной нагрузкой для всех учащихся).
Начальная школа
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения в том числе:
– закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать и сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
– формируются универсальные учебные действия;
– развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В начальной школе обучаются 10классов- комплектов.
Учебные занятия в начальной школе проводятся по 5-дневной учебной неделе в соответствии нормами СанПин от 19.12.2010 №189
1 классы, недельная нагрузка -21 ч.
2 классы, недельная нагрузка -26 ч.
3 классы, недельная нагрузка -26 ч.
4 классы, недельная нагрузка -26 ч.
Продолжительность учебного года:
· в 1-х классах - 33 учебные недели;
· во 2-4 классах - 35 учебные недели.
Продолжительность уроков 35 минут.
В первых классах используется «ступенчатый» режим обучения: (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут)
В 3 четверти у первых классов дополнительные недельные каникулы.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода, который предполагает:
· ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
· опору на современные образовательные технологии деятельностного типа и индивидуализацию обучения.
1 –4 -классы обучаются по ФГОС в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
1- 4 классы обучаются по Основной образовательной программе начального общего образования МБОУСОШ №6 г.Аргуна, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО , предоставлены учебно- методическим комплектом «Школа России» для 1-4 классов.
Реализация новых требований ФГОС в УМК « Школа России» обеспечивается его целостностью.
Предметные области базового компонента 1-4 классов выполняются в полном объёме.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена следующими предметами :русский язык, литературное чтение.
«Русский язык» в системе УМК «Школа России» реализует познавательную и социокультурную цели.
Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, которая находит своё отражение в языке; с ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке, формированием абстрактного мышления учащихся.
Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетентности учащихся, навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека, развитие творческих способностей.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать. Во 2-4 классах на изучение русского языка отводится5 часов в неделю, в первом классе – 3 часа.
Изучение литературного чтения призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению, читательский кругозор. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений. На изучение предмета в 1-4 классах отводится 3 часа.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение» представлена следующими предметами :чеченский язык, литературное чтение на чеченском языке.
На изучение чеченского языка выделяется по 2 часа и чеченской литературы - по 2 часа.
Предметная область «Иностранный язык» представлена следующимпредметом:английский язык.
Иностранный язык (английский) в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память, воображение; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Со 2 по 4 класс на изучение иностранного языка отводится 2 часа.
Предметная область«Математика и информатика» представлена учебным предметом математика.
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. На изучение предмета отводится по 5 часов в неделю.
Предметная область обществознание и естествознаниепредставлены учебным предметом «Окружающий мир».
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребёнка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности .
В 1, 4 классах по 1 часу, во 2,3 классах по2 часа.
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и«Изобразительное искусство»
Изучение предметов эстетического цикланаправлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. На данные предметы выделяется 1 час (музыка в 1-ом полугодии – 1 час, рисование – во 2-ом полугодии – 1 час).
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Технология»
На предмет«Технология» 1-4 классах отведено по 1 часу.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура».
На изучение «Физической культуры» отводится 3 часа в неделю. Помимо уроков физкультуры двигательная активность детей дополняется физкультминутками с использованием музыкальных ритмичных упражнений во время уроков.
Учебные планы 5-11 классов рассчитаны на 6-дневную учебную неделю, недельная нагрузка не превышает предельно-допустимую. Учебный план и логика его построения отражают основные задачи и цели стоящие перед школой – воспитание и развитие каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в нем адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребенка.
Учебный план отражает основные подходы к содержательному наполнению образовательной программы.
Инвариантная часть учебного плана полностью реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Вариативная часть учебного плана,включая предметы по выбору дополняется обеспечиваемой предметами инвариантной части содержания.
Изучение русского языка и литературы в 5-11 классах строится с учетом свойственных им гуманитарности, направленности на формирование языковой культуры личности, в интересах приобщения учащихся к достижениям духовной культуры, выхода к концу 9 класса на уровень функциональной грамотности и к концу 11 класса на уровень методологической и общекультурной компетентности.
Общее число часов на изучение русского языка и литературы соответствует федеральному базисному учебному плану и региональному базисному учебному плану образовательных учреждений Чеченской Республики.
В 7 классе выделяется дополнительно по 1 часу из компонента образовательного учреждения на изучение русского языка.
В 9 классе отводится по 1 часу на индивидуальные консультации по русскому языку.
В 5-9 классах выделяется дополнительно по 1 часу из компонента образовательного учреждения на изучение чеченского языка.
В 5 классе 1 час русской литературы передан на изучение чеченской литературы.
На изучение русского языка и литературы на 3-ей ступени отводится:
В 10-11 классах по 2 часа русского языка и по 3 часа русской литературы. Также из компонента образовательного учреждения отводится по 1 часу на индивидуальные консультации по русскому языку.
На изучение чеченского языка выделяется по 1 часу и чеченской литературы - по 2 часа.
На изучение иностранного языка с 5 –11 класс выделяется по 3 часа.
Особенность планирования и изучения математики состоит в нацеленности на создание условий для достижения учащимися высокого уровня образованности по этому предмету. Общее число часов на изучение математики в 5-11 классах соответствует федеральному базисному учебному плану и региональному базисному учебному плану образовательных учреждений Чеченской Республики.
В 5-11 классах на изучение математики отводится по 5 часов.
За счет компонента образовательного учреждения дополнительно введено по 1 часу математики в 10-11 классах. В 10-11 классах отводится по 1 часу на индивидуальные занятия по математике по просьбе родителей.
На учебный предмет информатика и ИКТ в 7-9 отводится по 1 часу и в 10-11 классах по 2 часа.
Количество часов, выделенное на изучение истории, обществознания в 5 –9 классах соответствует федеральному базисному учебному плану и региональному базисному учебному плану образовательных учреждений.
Учебный предмет «Естествознание» в учебном плане школы составляет следующие предметы: биологию, физику, химию. В 8-11 классах на базовом уровне изучаются: «Химия» – 2часа в неделю, «Биология» –в 7-11 классах 2 часа в неделю и в 5-6 классах 1 час в неделю, «Физика» – в 7-11 классах по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) включает в свой состав учебные предметы «Музыка», «ИЗО». Планирование часов на освоение этих предметов аналогично их планированию в БУПе. В 8х классах по просьбе детей и родителей вводится 1 час за счет компонента образовательного учреждения.
Планирование учебного предмета «Технология (Труд) соответствует общему подходу, реализуемому при проектировании учебного плана школы в целом.
В 9 классе по просьбе детей и родителей вводится 1 час за счет компонента образовательного учреждения.
На учебный предмет «Физическая культура» введен 3-й час физической культуры в 5-11 классах.
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8,10,11 классах выделяется по 1 часу.
Учебный план индивидуального обучения на дому разработан для учащихся, испытывающих затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, но не имеющих медицинских противопоказаний для обучения в плане интеллектуального развития. Основанием для обучения на дому является наличие медицинского заключения, рекомендации службы сопровождения (психолога, логопеда).
Учебный план реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта РФ и гарантирует учащимся овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.
Объем предельно допустимой учебной нагрузки определяется в соответствии с требованиями нормативных документов:
5 классы 32 часа 9 классы 36 часов
6 классы 33 часа 10 классы 37 часов
7 классы 35 часов 11 классы 37 часов.
8 классы 36 часов
Распределение учебных предметов компонента образовательного учреждения сформировано в зависимости от пожеланий обучающихся и родителей.
5-11 классы работают в режиме шестидневки. Продолжительность урока 45 минут.
В структуру учебного плана входят федеральный, региональный компоненты, компонент образовательного учреждения и устанавливается соответствие между ними.
Компонент образовательного учреждения используется для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, проведения индивидуальных и групповых занятий, дополнительных образовательных модулей, работе с одаренными детьми, личностно-ориентированного обучения и внедрению здоровьесберегающих технологий.
Компонент образовательного учреждения в общеобразовательных 5-9 классах используется для увеличения количества часов по русскому языку, литературе, математике, информатике.
В 10-11 классах компонент образовательного учреждения используется для увеличения количества часов по русскому языку, математике.
Учебный план утвержден на заседании методического совета школы, согласован с родительским комитетом школы.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 815 | 88 | 84 | 120 | 79 | 84 | 90 | 85 | 85 | 60 | 29 | 11 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 815 | 88 | 84 | 120 | 79 | 84 | 90 | 85 | 85 | 60 | 29 | 11 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |